Шифер плоский17.04.2017Поворот нашей эстетики с середины 50-х годов к новой реальности, возникший в результате распада механизма, формировавшего культ личности, стал новым этапом в истории взаимоотношений искусства и публики, с выявления которого мы и начали свои суждения. Новая «волна» приключенчества, по сути дела, явилась компенсативным средством, она позволила «изживать» социально-психологическую потребность в фантоматизации реальности, еще недавно проявлявшуюся в реальных формах, в том, что мы сегодня понимаем под понятием «культ личности». В этом как раз и отразилась сложнейшая сплетенность социально-психологических механизмов, проявляющихся как в эстетических, так и в социальных формах. Чувства, переживания, которые никак не отражаются па поведении человека, П. М. Якобсон определял как формальные. Так, выделяя формально-моральные переживания, он указывал: «Они формальны потому, что не играют существенной роли во внутреннем мире личности. Если вам нужен шифер, тогда посмотрите на шифер плоский и узнайте, где вы его сможете найти и какова его стоимость. Отмеченная необходимость диктуется рядом специфических трудностей, обусловленных предметом изучения. Во-первых, многозначность понятия «воспитание» (последнее можно понимать как узко, т. е. как школьное образование, изучение которого является прерогативой дидактики, так и расширительно, как вбспитание целостного человека, что входит в область философской педагогики, теории культуры, антропологии) усиливается не меньшей многозначностью понятия «эстетическое». Это создает ряд исследовательских альтернатив: проблему эстетического воспитания считать фундаментальной или прикладной проблемой эстетики. Однако не только многозначность исходного предмета и явно междисциплинарный характер предполагаемого исследования является причиной сравнительной малоизученное теории и практики эстетического воспитания на Западе.
|