Румынские гостиные30.03.2017Начинаясь на первом плане, у центрального круга игровой площадки, она волнообразно расходилась девятью дугами белых мраморных ступеней. Они образовывали амфитеатр во всю ширину сцены, переходивший в глубине в кажущийся бесконечным марш ступеней. Являясь и у Оцхели воплощением темы восхождения, крутого подъема, а затем трагического падения вниз (в данном случае - падения на исходный уровень кольцевой арены, обретавшей значение «лобного места» и ассоциировавшейся одновременно с орхестрой как обобщенным местом действия не только античной, но всякой иной трагедии), эта монументальная лестница обуславливала величественный, гармоничный, неспешно торжественный ритм поступи ренессансного человека, шекспировского героя. Облаченный в белое одеяние, он был здесь, действительно, в самом центре композиции в центре мироздания. Ступени служили пьедесталом для укрупненных скульптурных мизансцен и всех других персонажей. Если вы хотите себе гостинную, тогда посмотрите на Румынские гостиные и узнайте, где их можно найти. Этому ритму контрастировал тревожный, неспокойный ритм плоскостей, имевших вид разнобедренных трапеций. Они обступали верхнюю часть лестницы, заходили на ее ступени, по-разному варьируя композицию этой части сценического пространства, а в иные моменты даже перекрывая ее полностью, оставляя действию только полукруг амфитеатра и кольцо арены у его основания. Динамикой своих скошенных и наклонных - вправо-влево вперед-назад - линий, эти плоскости как бы отвечали внутреннему состоянию героя - отвечали своими ритмическими сдвигами и своими изобразительными мотивами (например, в Сенате - мотивом графики воинских копий и Голгофы с распятым Христом и тремя разбойниками). Мотив лестницы в ее обобщенном семантическом значении сохранялся и в ряде шекспировских спектаклей 30-х годов. Например, в стратфордских постановках Ф. Комиссаржевского, в которых он был одновременно и режиссером, и художником. В его «Макбете» 1933 года действие происходило на круговой металлической конструкции лестницы, дугой охватывавшей сцену.
|