Павильоны островные30.03.2017Эта «пугающая декорация» не подходила ни под какие конкретные определения типа «интерьер» или «экстерьер». Она не была, по мысли Питоева, созданием ни природы, ни рук человека, а плодом художественной фантазии, сотворившей место, «где все может произойти», то есть именно обобщенную среду действия трагедии, не имевшую никаких прототипов в реальной действительности, в той или иной исторической эпохе, стиле и т.д. Если вы хотите приобрести островные павильоны, тогда посмотрите на павильоны островные и выберете те, которые вам подходят. Параллельно с шекспировскими постановками, в которых Крэг и его последователи создавали обобщенное место действия в виде окружающего человека архитектурного пространства трагедии, в театре 20-х-30-х годов существовал и другой ряд спектаклей по трагедиям Шекспира, где получило воплощение иное понимание обобщенного места действия - то, которое исходило уже от А. Аппиа. Как мы помним, оно заключалось в создании единой установки в виде архитектурно и пластически разработанных площадок, ступеней, подиумов, предназначенных для действия актеров и в таком качестве раскрывавших свой метафорический, символический, обобщенный смысл. Другими словами, если Крэг в своих проектах сочинял сценическую архитектуру в качестве обступающей человека динамически изменяющейся среды, то Аппиа - прежде всего архитектуру сценического планшета, пола, некоего пластического основания, то есть всего того, что находилось под ногами человека и так или иначе, но служило ему, его движениям и позам. Применительно к Шекспиру такое понимание обобщенного места действия проявилось у Аппиа в эскизах 1922 года к «Гамлету». Они изображали выложенные каменными плитками просторные площадки: в I акте террасу с широкими низкими ступенями, ведущими на авансцену, а в последнем дворцовый зал, где в глубине сцены был выстроен торжественный марш лестниц, обуславливавший направление и пластическую выразительность финального нисхождения по ступеням группы Фортинбраса: сначала в профиль, слева (с верхней площадки высокого станка) направо, затем анфас, из глубины вперед на каменный планшет зала.
|