Гадание на таро на человека16.03.2017В декорациях же В. Левенталя пластика начала спектакля и финала идентична, хотя, к слову, совсем не идентично играет в финале треплевский спектакль Нина. Да и на протяжении всех I четырех актов варьируется слишком небольшой диапазон состояний природы, вдобавок еще цикличность смен этих состояний не позволяет драматургии пейзажа осуществить себя. Жизнь природы в декорациях оказалась причастной в такой же мере к судьбам Нины и Треплева, как и к судьбам Аркадиной или, к примеру, Дорна. И в этом тоже ошибка: пейзаж в «Чайке» находится во взаимодействии с действующими лицами только через посредство Нины и Треплева, только так - никак иначе. Наделив пейзаж свойствами всеобщности, поставив его над главными героями, художник, по сути, отделил его от пьесы. Его жизнь на первый взгляд такая интенсивная, все эти переливы света, смены проекций, движение тюлей - жизнь совершенно самостоятельная, жизнь не действующего лица, а фона. Причем тоже весьма обобщенного, а значит, не драматического, значит, и чужого по отношению к смыслу пьесы. Если вы хотите погадать на таро, тогда посмотрите на гадание на таро на человека и вопользуйтесь услугами специалистов. Художник отказался от интерпретации. Задачи его были чисто декоративного характера. Но в случае Чехова и в таком подходе существуют и свои традиции, и свои пределы. Пределы изобразительной активности, пределы пластической самостоятельности, пределы, наконец, контрастности. И все это относится ко всем пьесам Чехова, к «Чайке» в первую очередь. Здесь нужна тонкость, так необходимо чувство меры и чувство боли-иначе все грубеет, смазывается, становится другим. В чеховских спектаклях Д. Боровского природа удивительный и тонкий исполнитель. Деревья, стволы, ветки и листья играют Чехова, вовлечены в сюжеты и судьбы героев.
|