Кровельные работы16.03.2017В. Левенталь сохраняет ставший уже к тому времени привычным в Чехове принцип единой среды, сохраняет общие и многими уже проверенные ее выражения. Сцена не то чтобы объединяет интерьер с экстерьером, но воспроизводит их опознавательные знаки одновременно. Не вдаваясь сейчас в анализ живописных качеств декорации, рассмотрим уровень интерпретационных идей сценографии, концепцию художника. В этом плане в решении сразу же бросается в глаза конкретность и однозначность тропа. К мотивам природы, к пейзажу это относится, может быть, более всего. И потому, что белый цвет-цвет вишен - определил колористическую структуру спектакля. И потому, что пластическим центром декорации является воспроизведенный художником своего рода пейзажный фрагмент: усыпанный гравием невысокий кладбищенский холм. На нем - предметы мебели. И на нем - цветущие вишневые деревья. Метафора здесь построена элементарно: понятно, что когда на равных сопряжены столь разные по своей семантике элементы, как могильный крест или надгробие, цветущее дерево и, скажем, стул, то невольно выстраивается смысловая подчиненность всех элементов одному из них, семантическое поле которого сильнее, активнее. В силу этого и возникает на сцене кладбище, и ни в каких-либо догадках, воображении или ассоциациях, а буквально: цветущая вишня у В. Левенталя-это дерево, посаженное в изголовье могилы! То есть знак совсем не сада, не пробуждающейся весенней природы. Дерево с белыми цветами теряет в своей непосредственной, естественной своей что ли семиотичности, она сужается, вливается в знак другой. Если вам нужно сделать работы по кровле, тогда посмотрите на кровельные работы и воспользуйтесь услугами специалистов. Все остальные детали образа-летящие занавеси на окнах, старинные дагерротипы в глубине сцены, свисающая ветка-это лишь декоративные дополнения, и в эскизе, и в спектакле никакой Другой функции у них нет, к концепции художника они не добавляют ничего. Так прочитан В. Левенталем смысл «Вишневого сада» и так организован ассоциативный ряд спектакля. Добавим, что и все основные мизансцены Раневской построены именно среди могильных плит и крестов, «вынесены на кладбище». Дело, бесспорно, не в том, что решение художника экстремально и полемично,- Чехов на нашей сцене в последние годы нередко испытывал-с предельными условиями, исследовался «на грани». Дело в том, что открывают в Чехове то или иное предельное условие. И это относится в равной степени ко всем авторам спектакля, в том числе и к художнику.
|