Фотокабина27.02.2017Я вкратце обрисовал действительность, воздействующую на создателей художественной культуры, и очертил структуру ментальности, которая в таких условиях возникает. Нет ничего удивительного, что обладатели этой ментальности так преданы одному из главных мифов XX в., а именно эсхатологическому мифу. Если вы любите фотографироваться или вы фотографировать, тогда посмотрите на фотокабина и вы сможете приобрести фотокабину и делать класные фотографии. Как известно, его суть, точнее, его ядро представляет собой «архетип» гибели-спасения, где два полюса этой оппозиции до предела сближены и даже неразличимы. Первый член формулы (гибель) есть непосредственная предпосылка и исток второго элемента (спасение). Они не противоположны друг другу-В этом суть библейского эсхатологизма, а также эсхатологизма Достоевского, Розанова, Платонова, Бродского, Вен. Ерофеева. Что касается пластических искусств, то эсхатологический миф существует уже в 1960-е годы в виде «парадигмы гибели» в живописи «суровых реалистов» (П. Никонов, В. Попков) и в виде «парадигмы спасения» в искусстве метафизических художников, особенно М. Шварцмана. Зрелая стадия эсхатологизма приходит с социальным концептуализмом 1970-х и 1980-х годов. Он моделирует распадающееся, сумеречное сознание, утратившее свою структуру,- так сказать, руины психики, оптимистический и трагический демонтаж ценностей. С другой стороны, «метафорический реализм» варьирует одну тему: Т. Назаренко, О. Булгакова, Н. Нестерова, Л. Баранов воссоздают некое потустороннее царство, где не отличить живое от мертвого, манекена от человека, загробное видение от яви. Но и «андерграунд», и отчасти разрешенный реализм в период между вторжением в Чехословакию (1968) и воцарением «живого трупа» К. Черненко (1983) не могут добиться подлинного единства двух парадигм - гибели и спасения. Идея распада и безжизненности слишком сильно владеет людьми.
|