Детский хоккей22.02.2017Куплеты о Ваньке «в шинелишке солдатской» с физиономией «дурацкой» Городской фольклор, который, как известно, в значительной части является самодеятельным творчеством люмпенов и о люмпенах, издавна привлекал к себе русских поэтов. Барды 1950 - начала 1960-х годов могли не знать ироников Н. Заболоцкого, репрессированного в годы сталинщины и ко времени, о котором здесь речь, еще не вполне поэтически реабилитированного. Но «Двенадцать» А. Блока в школе изучали все. Куплеты о Ваньке «в шинелишке солдатской» с физиономией «дурацкой» и о «толстоморденькой» Катьке, которая могли быть предъявлены бардами в качестве поэтической легитимации в ответ на попреки (кстати сказать, постоянные) в дурновкусии. Попутно замечу, что на первых порах авторская песня не допускалась в храм высокого искусства не по идейным, но пока только художественным соображениям, как не соответствующая высотам версификаторских достижений Исаковского или Долматовского, например. (Все это сформулировано в статье С. Куняева о поэзии Б. Окуджавы, напечатанной в начале 1960-х годов в «Вопросах литературы», т. е., в том самом журнале, который сегодня с таким рвением наводит почти хрестоматийный глянец на вчерашних поэтических «выскочек и шпану», посвящая Высоцкому или Галичу пространные, академически фундированные исследования.) Если у вас дети интересуются хоккем, тогда посмотрите на Детский хоккей, и узнайте больше о детском хоккеи. Интеллигенция пела, конечно, не столько блатные, сколько квазиблатные песни, песни-стилизации, песни-подделки. Особое внимание обращает на себя герой этой поэтической миниатюры; его программная свобода от участия в каком бы то ни было государственном институте, непричастность к любому официозу. Оставим в стороне качество этой свободы, ее анархизм, ее корыстность. И для Галича, и в особенности для Высоцкого, как в свое время и для Блока, важна невключенность персонажа тюремно-лагерной или городской песни ни в одну из «штатных» структур. Не преувеличивая, можно сказать, что мотив свободы самочувствования, самосознания, самореализации - один из двух главных во всей авторской песне ее классической поры. Вторым было сатирическое, не знавшее пощады осмеяние всего, что такой свободе мешало.
|