Столешница из камня17.02.2017Отечественная авторская песня Песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора, А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Кима исходно создавались для домашнего исполнения, исполнения в дружеском кругу. Впоследствии на крыльях своей огромной популярности они иногда звучали с подмостков клубов и дворцов культуры, но всегда сугубо неофициально, негласно, часто полуконспиративно. Известно, что на родине ни Галич, ни Высоцкий не дали ни одного концерта с афишей, а если такая радость выпала на долю Юлия Кима, то лишь с приходом гласности и провозглашением плюрализма во всех областях советской жизни, в том числе и в искусстве. Второе отличие советской авторской песни от европейской и американской как раз и состоит в том, что, будучи порождением унитарной эпохи, она приняла на себя и исправно выполнила, в сущности, чужие социальные и художественные задачи. В статье, посвященной Владимиру Высоцкому, известный критик Вл. Новиков справедливо заметил, что «смысл каждой из его (Высоцкого) песен раскрывается только в ситуации ответного слова, только в ситуации диалога». Воспользовавшись словечком из лексикона перестройки, можно следующим образом интерпретировать мысль Вл. Новикова: советская авторская песня 1960-1970-х годов явилась альтернативой и плановой модели официальной культуры и ее практического воплощения. Песня вела диалог с обществом и с художественной продукцией, ему навязываемой. О содержании и значении этого диалога и пойдет речь в данной статье. Ибо в половодье публикаций - высказываний, воспоминаний, аналитических описаний,- внезапно хлынувших на страницы средств массовой информации в последнее время, существует два недостатка - избыток и умолчание. Избыток восторженных величаний и равнодушие к тому важнейшему вопросу, каково же духовное и социальное последствие данного культурного факта. Если вы хотите себе столешницу из камня, тогда посмотрите на столешница из камня и выберете ту, которая вам понравится. С этим связано и третье важнейшее отличие отечественной авторской песни от ее аналогов за рубежом. Загнанная в подполье управленцами от культуры, презираемая «мастерами искусств» и официальной критикой, авторская песня и ее создатели стали объектом гласных восторгов только после того, как пережили свой апогей, исполнили свой долг и - после ухода из жизни А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора - передали эстафету рок-бардам. Они любить умеют только мертвых. Сказанное поэтом полтораста лет назад все еще - увы! -полно реального смысла.
|