Куклы31.01.2017Перерождается герой Герой-интеллигент уныло бродит по советской действительности. Автор всячески уговаривает его: Ну, переродись. Он показывает ему новостройку: Смотри, какая новостройка; ну, переродись. Показывает колхоз: Погляди, какой колхоз, переродись. Показывает хорошенькую комсомолку: Обрати внимание, какая цветущая комсомолка, ну же. Герой мрачно выслушивает, он колеблется. К концу третьего акта к нему на квартиру приходит старый партиец и, потрясая руками, упрашивает: Ну! Герой покачивает головой: он еще не решил. Старый партиец медленно (подчеркиваю: медленно, это очень важно) направляется к дверям, он потерял надежду. Вдруг лицо героя озаряется божественным светом, он подымает руку и кричит старому партийцу, уже взявшемуся за ручку двери: Погоди! Наступает пауза, и в это самое время в зрительном зале два голоса, словно сговорившись, произносят мрачным хором. В ответ - смех и даже аплодисменты. Актер на сцене и автор в ложе приосанились. Увы, эти аплодисменты не относились к ним. Аплодировали зрителю. Если вы хотите приобрести себе куклу, тогда посомтрите на куклы и выберете ту, которая вам понравится. Когда перерождается герой... нет, невозможно смотреть на эти сцены. В жизни такое перерождение встречаешь на каждом шагу. Это естественно, убедительно. А в театре... корчишься, глядя на сцену, как будто тебе наступили на ногу. Отводишь глаза от героя, тебе стыдно. Автор во что бы то ни стало хочет вырвать у героя признание, что он переродился. Ничего нет легче. Герой, которого автор тащит за шиворот, выходит на просцениум и, помахивая красным флажком, провозглашает: А я переродился!.. Но это вовсе не нужно, это просто вредно. Пусть автор займется тем, что загонит героя в тупик так, чтобы ясно было, что у него иного выхода нет, что возврат к прошлому - смерть. Вот что надо показать. А заявлений героя не требуется. Больше того, я представляю себе, что герой даже упорствует, делает вид, что все осталось по-старому. Он ведет себя так из самолюбия, в этом будет своеобразная психологическая формула перехода.
|