РКУ26.01.2017Теоретические труды Обиходное гласовое пение, отличаясь от интонационного чтения более развитой мелодикой, как по содержанию песнопений, так и по функциональной направленности имеет с ним много общего. По мнению представителей ортодоксального богословия, церковные песнопения есть не что иное, как «богослужебные молитвы», изложенные в поэтической форме. Отсюда извечное желание церкви рассматривать культовое пение как своеобразное чтение нараспев со всеми присущими ему преимуществами дидактического порядка. Таким образом, церковное обиходное пение получает свое законченное определение как «особое средство для той же цели, какую имеет и церковное чтение». Поэтому сугубо утилитарный характер культового обиходного пения лишает его самостоятельной музыкальной значимости, оставляя ему чисто служебную роль,- «...содействовать, с одной стороны, ясности и вразумительности богослужебного текста, а с другой - служить средством для благоговейной выразительности религиозных чувств молящихся» . Требования, предъявляемые культовому пению, не только определяют его свойства, способы выражения и исполнения, но и объясняют причины ограничения музыкального сопроводительного материала. В своих теоретических трудах православные богословы выдвигают целый ряд принципов, на основе которых строятся мелодии обиходного пения. Исходным тезисом, который является основополагающим при определении этих принципов, следует считать заявление православных теоретиков о том, что «богослужебный текст церковных песнопений должен быть так же поучителен для молящихся, как и всякое церковное чтение» . Исходя из этого, богословы выделяют и те случаи, когда церковные песнопения не решают своей задачи или решают ее только частично. Это, во-первых, отсутствие фонетической четкости и правильной артикуляции; во-вторых, засорение богослужебного текста словами или междометиями, к нему не относящимися; в-третьих, повторение в угоду сложно развитой мелодии отдельных слов и слогов, не несущее при этом определенной смысловой нагрузки; наконец, в-четвертых, произнесение слов текста исполнителями неодновременно. Именно поэтому обиходное пение не приемлет сложного контрапункта, а ограничивается, в лучшем случае, простым. Если вам нужен светильник освещения улиц, тогда посмотрите на рку и узнайте подробное его описание. Из этого теоретики церковного пения выводят канонические принципы построения мелодии песнопений. По их мнению, мелодия тогда соответствует тексту, когда обеспечивает «отчетливое выражение мысли текста и самих оборотов речи». Отсюда вывод: «...напевы... должны быть просты, несложны, удобны для усвоения слухом. Каждый новый и, особенно, сложный напев отвлекает внимание молящегося и утомляет дух в ущерб спокойному течению молитвы; наоборот, привычный и несложный напев, не вызывая напряжения слуха, совпадает с движением молящегося духа и способствует усилению молитвы» .
|