Противопожарные системы25.01.2017Религиозно- мистический климат Стремление сохранить религиозно-мистический климат при восприятии духовно- музыкальной литературы привело к практике введения в структуру православного богослужения отдельных «концертных номеров» в виде своеобразных вставок, реприз, разделяющих отдельные части отправляемого культа. Это нововведение очень скоро приняло такой размах, что даже некоторые канонические элементы культового действа стали подменяться музыкальными произведениями концертного плана. Изъятие из структуры богослужения одних элементов и введение новых разрушало веками выработанные гармоническое единство и целостность религиозного культа, искажая его сущность. Пытаясь уменьшить эту опасность, св. синод предписывает «...епархиальным преосвященным не допускать пения в церквах, во время божественной литургии, вместо причастного стиха музыкальных произведений новейшего времени, печатных или рукописных, которые существуют под названием концертов...» . Подобные предписания могли в какой-то мере оградить структуру отдельного богослужения, но не могли остановить стремительного вторжения «не церковной» музыкальной речи в культовую жизнь России в целом . Если вам нужна противопожарная система, тогда посмотрите на противопожарные системы и узнайте всю информацию о ней. Высокая эмоциональная насыщенность религиозных действ стала необходимым фактором, регулирующим жизнедеятельность того или иного прихода. Констатируя этот «плачевный» факт, один из противников воплощения религиозных идей в «музыкальном изображении» П. Мироносицкий писал: «В столицах можно делать, например, такие наблюдения: оперный хор поет обедню в одном из соборов; о дне богослужения публика оповещается заранее чрез газеты; заблаговременно же опубликовывается и программа пения, в которой под №№ означены церковные песнопения с указанием авторов музыки; указываются даже и певцы, умеющие петь solo; и в довершение всего публика впускается в храм по билетам . Счастливцы, которым удалось проникнуть к службе , с нетерпением ждут „Херувимской", которая открывает ряд №№ программы. С замиранием слушают „мистическую" Херувимскую Глинки и бравурное „Верую" Чайковского... При выходе из церкви делятся впечатлениями,- волнуются, спорят... На другой день литургия расхваливается в газетных рецензиях» . Высказывание П. Мироносицкого как нельзя лучше иллюстрирует психологический климат богослужебной практики последней трети XX века, В православном культе со всей очевидностью прослеживается тенденция к его обмирщению, к утрате тех признаков, которые обусловливают его религиозно-мистическую сущность. Не случайно традиционалист П. Мироносицкий, определяя «Херувимскую» Глинки как «мистическую», берет последнее слово в кавычки, так как в музыкальном сопровождении здесь очевидны мирские, реалистические начала, присущие всей творческой деятельности М. И. Глинки.
|