Купить аэратор для пруда25.01.2017Церковные теоретики По мнению св. синода, «выдача таковых аттестатов признается нужною и для того, чтобы воздержать от пения в церквах нотной музыки, и в особенности концертов...» . Последнее положение со всей очевидностью показывает истинное значение подобных синодальных предписаний, направленных на ограждение религиозного культа от все возрастающего эстетико-художественного насыщения, в ущерб его назидательной сущности. Если вы хотите купить аэратор для пруда, тогда посмотрите на купить аэратор для пруда и узнайте сколько он стоит. Но ни синодальные предписания, ни церковно-правительственные постановления уже не могут остановить процесс разложения канонических норм отправления православного культа. Все попытки русской церкви ограничить духовную жизнь верующих рамками религиозных переживаний и чувствований не могли уже дать желаемого результата. Наоборот, в тех приходах, где настойчиво продолжали не считаться с естественным стремлением прихожан к удовлетворению эстетических потребностей, начинался процесс разложения самой религиозной общины. Характеризуя создавшееся положение, А. Ухтомский в статье «О церковном пении» с сожалением констатировал: «...надо согласиться, что в большинстве православных храмов трудно уже думать о действительном,- истовом и полном,- соблюдении церковного чина, о восстановлении уставной службы и пения. Отвычка от них, привычка нервов публики к внешним эффектам пошли в некоторых слоях так далеко, что строгое, скромное, лишенное внешнего блеска исполнение „труда бедного" было бы, пожалуй, неудобоваримо и, пожалуй, даже оттолкнуло бы от храма некоторых прихожан...» ". Не желая оставлять бесконтрольным процесс духовной переориентации своих прихожан и боясь окончательно утратить возможность в дальнейшем влиять на них, русская церковь встает на путь компромиссного решения проблемы соотношения эстетического и религиозного в области культовой музыки. Церковные теоретики начинают пересмотр своих взглядов на сущностное значение культового пения в рамках православного культа. Веками господствовавшее мнение о главенстве религиозного содержания над эстетико-художественным сменяется официальным признанием равенства этих двух феноменов. Как бы подводя итог многовековому спору о соотношении утилитарно-практической и эстетико-художественной направленности культовой музыки, протоиерей А . Никольский во вступительном слове на Первом всероссийском съезде регентов церковных хоров и деятелей по церковному пению говорил, что вопрос о церковном пении «...объединяет в себе две наивысшие потребности человеческого духа - религиозную и эстетическую в их безраздельности ,- служа столько же запросам чисто музыкальной природы, сколько и великому делу общения человека с Богом в религии» .
|