Раздвижные стеклянные двери25.01.2017Применение свободных композиций Представители модернизации культового пения, которые понимали, что древнее пение не может удовлетворить слух человека , длительный период воспитывавшегося на музыкальных композициях концертного плана, пришли к логическому заключению, что «...теперь приходится ратовать не столько об уничтожении его (нового пения.- Л. Р.), сколько об улучшении и облагорожении». Сторонники использования современной музыки в структуре православного богослужения в данном случае исходили не из теоретических преимуществ одной музыки над другой, а из требований самой жизни, которая подсказывала не только возможность, но и необходимость действовать так, а не иначе. Понимая, что развитие музыкального искусства всегда находится в тесной связи со всей совокупностью общественных явлений, защитники «свободной композиции» пришли к естественному выводу, что в соответствии с требованиями нового времени надо пользоваться современными средствами, а не воскрешать старые. Если вы ходите приобрести стеклянные двери, тогда посмотрите на раздвижные стеклянные двери и узнайте сколько они стоят. Применение свободных композиций в культовой практике было продиктовано и еще одной потребностью церкви. Известно, что во времена господства древнерусских распевов церковь была единственным монополистом в области профессионального музыкального искусства и православный храм был почти единственным местом, где человек мог в какой-то мере удовлетворить свои эстетические потребности. Начиная с XV века у православной церкви в области музыки появляется серьезный конкурент в виде светского профессионального искусства, которое, не стесненное требованиями церковной ортодоксии, теряет постепенно специфические черты, присущие культовой музыке, и оказывает все большее и большее влияние на музыкальную жизнь России. Желание сохранить господство не только в религиозном, но и в эстетическом воспитании своих «подопечных» привело церковь к необходимости использовать светские формы музыкального выражения в православном культе, регулируя развитие этих форм в нужном ей направлении. Ибо, пока церковь контролировала религиозное и эстетическое воспитание, она могла следить за тем, чтобы одна форма общественного сознания (религиозная) господствовала над другой (эстетической). Не желая отказаться от новых форм культовой музыки и боясь, что бесконтрольное использование свободных композиций приведет к сугубо эстетической направленности православного культа в ущерб религиозной, русская церковь направила все свои усилия на предотвращение подобной «диспропорции».
|