Интерьер18.11.2016Почувствуй возраст Федора Павловича Филиппов когда-то играл Вотрена в «Отце Горио» Бальзака. Витя, ты должен вспомнить уроки той работы, вспомнить манеры, которыми ты овладел в образе Вотрена, и перевести все это в более естественный, русский тон. Все, что Достоевский накопил по поводу подполья души человеческой, по поводу всех противоречий ее, он вложил в Федора Карамазова. Придется тебе, Витя, специально разработать технику светского гаерства, уродства, дворянского шутовства: да, я такой уж, простите, люди добрые, меня, шута горохового. И вдруг - гордыня дворянская проступила: я дворянин, человек независимый по положению и состоянию, поди-ка, возьми меня за рубль за двадцать! Если вы хотите посмотреть идеи интерьера, то можете посмотреть на Интерьер и решить ваш вопрос. Вот собралось за столом в сцене «За коньячком» это странное семейство: Федор Павлович Карамазов, Иван, Алеша и философствующий Смердяков - тоже порождение Федора Павловича. Прежде всего, Витя, почувствуй возраст Федора Павловича. Он старик. Не надейся на грим, на костюм: молодым артистам обычно свойственно вылезать из возраста, несмотря на грим. Конечно, внешний облик надо трансформировать при помощи грима и костюма. Но главное - совершить внутреннюю самотрансформацию, почувствовать возраст не за счет грима, а за счет внутреннего состояния. Это то, что было у Черкасова в его Полежаеве, у Марецкой в «Сельской учительнице», при том, что обычно женщинам это плохо удается - им не за что спрятаться. Надо почувствовать вес старика Карамазова, ощутить физически тяжесть веса. Это имеет огромное значение для актера: учитесь образно облегчать или, наоборот, огрузнять себя. Карамазова надо огрузнить. Вот сидит за столом этот вечный актеришко, вечно возбужденный своим шутовством и алкоголем. Всегда возбужден: алкоголем ли, вожделением, болтовней. Всегда потирает руки. Руки у него потные. Он всегда качается, странно раскланивается и вдруг размокает в одну минуту: может мгновенно прослезиться.
|