ПВХ-завесы04.11.2016Работа Г. Товстоногова, как и другие работы этого режиссера- спектакль большой культуры, высокого художественного уровня. Пьеса Островского представлена как спектакль, идущий на сцене русского провинциального театра второй половины XX века. В зале горит свет. Играет музыка, под которую обычно съезжались зрители. Капельмейстер объявляет программу сегодняшнего представления. Суфлер пробегает со стаканом чая в будку. Дальше открываются ПВХ-завесы, состоящие из ряда павильонов, в которых будет разыгрываться действие. Спектакль сопровождается дивертисментами, дублирующими и комментирующими сюжетное развитие пьесы. В одном дивертисменте изображено торжество любви и то, как добро побеждает зло. Как отмечали все писавшие о спектакле, Г. Товстоногов смягчает различие между волками и овцами, приближает их друг к другу. Купавина в исполнении С. Крючковой - неумная, вздорная, самовлюбленная дама, блистающая своими туалетами и думающая только о своих удовольствиях. Она весьма восприимчива к утехам светской жизни и вполне может примкнуть к стану хищников. Лыняев в ярком исполнении О. Басилашвили обладает всеми качествами, нужными для того, чтобы изловить и наказать мошенника, орудующего в губернии и подделывающего векселя. Но он ожирел и опустился, потерял совесть и махнул рукой на борьбу со злом. Г. Товстоногов считает попустительство главной темой спектакля. Одним из таких попустителей и является Лыняев. Он не раскрыл преступника и устранился, предоставив бесцеремонному дельцу Беркутову прибрать все к рукам и стать хозяином положения. Мы уже упоминали о том, что Островский видит комедию в самой жизни господствующих классов. Г. Товстоногов тонко уловил эту особенность его искусства. Действующие лица спектакля ведут себя как истинные комедианты. Мурзавецкая (Э. Попова) играет роль величавой святоши и истовой кликуши, говорит с театральным пафосом и принимает эффектные позы. Глафира (И. Попова), молодая девушка, занятая погоней за женихами, пытается изображать опытную обольстительницу.
|