Стяжка пола22.03.2017В фильме Эйзенштейна не ставится проблема глубинных духовных сил - рефлексия режиссера ориентирована в другом направлении. Действиями матросской стихии, которая изображена в картине, можно бы иллюстрировать известную книгу Элиаса Канетти «Масса и власть». Эйзенштейн говорил, что его картина снята как хроника. При всей ее хроникальной достоверности выведенные офицеры тут кажутся условными. Они лишены каких-либо естественных душевных черт и представлены как законченное воплощение ненависти и подавления тех, кто им подчинен. Низведенные до уровня патологической жестокости, офицеры увидены в фильме глазами массы. Согласно Канетти, «к наиболее бросающимся в глаза чертам жизни массы принадлежит нечто, что можно назвать чувством преследования. Имеется в виду особая возбудимость, гневная раздражительность по отношению к тем, кто раз и навсегда объявлен врагом. Эти люди могут вести себя как угодно, быть грубыми или предупредительными, участливыми или холодными, жестокими или мягкими - все воспринимается как проявление безусловно дурных намерений, недобрых замыслов против массы, заведомым стремлением откровенно или исподтишка ее разрушить». Редукция человеческих свойств у офицеров произведена Эйзенштейном в полном соответствии с тем же принципом. Офицеры - заведомые враги матросской массы, потому и выступают лишь в функции преследователей и ненавистников. Если вам необходимо сделать стяжку пола, тогда посмотрите на стяжка пола и узнайте более подробную информацию. Важнейшим моментом в существовании массы является разрядка. Канетти так называет миг, «когда все принадлежащие к ней (массе.- В. М.) отбрасывают различия и чувствуют себя равными». Такому мигу соответствует в картине эпизод из второй части - из «Драмы на Тендре», когда караулу, изготовившемуся открыть огонь по своим товарищам, Вакулинчук кричит: «Братья! В кого стреляешь?» Обе эти фразы грамматически не согласованы, а кроме того, разделены крупным планом Вакулинчука. Разбивка подчеркивает именно логическую связность рассогласованного титра. Первой его фразой утверждается равенство жертв и потенциальных палачей: это же БРАТЬЯ! Вторая будто превращает каждого матроса караульной команды в Каина, ибо караул собирается губить свою ровню, своих родичей. После несостоявшегося расстрела и начинается расправа с офицерами. В результате достигается абсолютное равенство - благодаря истреблению «неравных».
|